18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей в Грозном ждет возвращения похищенных картин

№79
Материал из газеты

Ситуация осложняется тем, что полного каталога исчезнувшего во время войны не существует

В октябре в Государственной Третьяковской галерее открылась ретроспектива Василия Поленова. В числе экспонатов в разделе, посвященном художникам его круга, был выставлен «Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке» кисти Александра Головина, предоставленный частным коллекционером. Вскоре картина была опознана как «Портрет индуса» («Араб»), пропавший из Чеченского республиканского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова во время боевых действий в 1990-х. Третьяковская галерея, Министерство культуры РФ и владелец (оставшийся анонимным) оперативно разобрались с ситуацией. Уже 29 октября директор ГТГ Зельфира Трегулова, министр культуры Чечни Хож-Бауди Дааев и Ваха Асталов, генеральный директор грозненского музея (ныне — Национальный музей Чеченской Республики), приняли участие в официальной церемонии по передаче картины. Через несколько дней в рамках всероссийской акции «Ночь искусств» она была представлена в музее на почетном месте и вызвала большой интерес посетителей.

Это не первый экспонат с подобной историей в Национальном музее Чеченской Республики. До военного конфликта в его фондах было более 3270 единиц хранения, из них приблизительно 950 картин — сегодня в фондах осталось всего 658 картин. Некоторые работы были официально увезены в Москву на реставрацию, из их числа уже вернулась 51 картина, в том числе Ивана Айвазовского, Петра Захарова-Чеченца, Архипа Куинджи. В 2002 году в ГТГ прошла выставка «Вернем Грозному музей», где было представлено 42 отреставрированных предмета. В хранилище РОСИЗО в Москве до сих пор, ожидая своей очереди, находится 61 картина. 27 октября Хож-Бауди Дааев встретился с директором департамента музеев Минкультуры РФ Владиславом Кононовым, чтобы обсудить планы по их возвращению в Грозный.

Гораздо сложнее пути, которыми в музей возвращаются картины, исчезнувшие нелегально. Их всего 25. В родном учреждении для них даже придумали специальный цикл выставок «Возвращенный раритет». Самая громкая история — с портретами супругов Зубовых, пропавшими в 1995–1996 годах. Пропажа вскрылась в 2001 году. Тогда «Портрет графа Николая Зубова» кисти Степана Щукина (?) и изображение его жены Натальи, дочери Суворова, работы Александра Молинари всплыли на лондонских торгах Sotheby’s (с эстимейтом $88,5 тыс. каждый). Произведения не числились в международном розыске, поскольку уголовного дела о разграблении музея еще не было возбуждено. Их опознали, успели снять с торгов и в 2002 году в результате мер, принятых по линии НЦБ Интерпола, вернули в Россию. На аукцион портреты передал гражданин Франции, а цепочку продаж удалось проследить до покойного немецкого бизнесмена, в 1990-е участвовавшего в строительстве супермаркетов в Москве. По слухам, добросовестный француз отказался еще от трех картин, пришедших к нему из того же источника.

Теневым продажам способствует то, что единой онлайн-базы (или хотя бы полной картотеки) исчезнувших картин до сих пор нет. В каталоге Росохранкультуры опубликовано около сотни репродукций, причем некоторые очень плохого качества — все, что тогда удалось найти составителям. В Реестре пропавших, утраченных, похищенных культурных ценностей Минкультуры фигурируют словесные описания и размеры. Кстати, «Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке» там был, но под другим названием — и не догадаешься без картинки. Сейчас у исследователей есть сведения, причем разного уровня качества, примерно о половине разыскиваемых работ.

В дальнейшем главным источником находок стали обычные оперативно-разыскные действия российской полиции. В 2002 году в городе Арсеньев Приморского края один человек выставил на продажу за $30 тыс. работу Константина Маковского. Продавца нашли, он добровольно передал картину оперативникам — это оказался «Портрет барона Рокоссовского» (1867), — и рассказал, что приобрел его в 2000 году всего за $200. Происхождение полотна было неясным, и Приморская картинная галерея, куда сначала попала эта находка, даже надеялась оставить ее себе. В 2008 году полицейские нашли в Москве «Мальчика с книгой» Василия Тропинина, его передали на временное хранение в музей-усадьбу «Останкино». После восьмилетней экспертной и юридической волокиты картина приехала в Грозный. А в 2012 году в Краснодаре во время обыска в квартире пенсионера, который подозревался в торговле холодным оружием, была найдена картина XIX века «Горец с лошадью» кисти Петра Колчина. В музей она вернулась в 2015 году. «Тогда же, в 2012 году, к нам поступила информация из Южного управления культуры Министерства культуры РФ об обнаруженной у того же фигуранта в Краснодаре другой картине из грозненского музея, того же автора и также объявленной в розыск, — „Веселый грузин“. Однако продолжения данная тема не получила», — рассказал нам директор музея Ваха Асталов. Это самые громкие из находок, прочие картины из числа «Возвращенных раритетов» — работы местных живописцев.

И наконец, возвращение только предстоит одному из самых крупноформатных экспонатов — полотну Франца Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года» (1886). Гигантский сверток долго возили в БТР, а найден он был в 2000 году, когда картину для продажи пытались вывезти в Турцию через Азербайджан. Годы она находится во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря, где на ее восстановление рассчитывают потратить еще около трех лет.

Самое читаемое:
1
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
2
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
3
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Искусствоведы, внесшие весомый вклад в изучение русского модернизма и авангарда, собирали библиотеку более полувека. Их дар музею MOMus, располагающему многими шедеврами русского авангарда из коллекции Георгия Костаки, включает около 35 тыс. изданий
30.07.2025
Джон Боулт и Николетта Мислер передают свою библиотеку музею в Салониках
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+